23 мая 2024 0 173

Холодное оружие эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения или же Ренессанс. Это период в истории Европы, что предшествовало Новому времени. Он пришел на смену культуре страдающего Средневековья, это был настоящий расцвет во многих сферах— искусство, творчество, наука. Пробуждается философский интерес к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство. 

Но сегодня мы будем обсуждать не картины Леонардо да Винчи, гелиоцентрическую систему Коперника и космологию Джордано Бруно. Вы же в блоге Forest-Home, а значит, тема нашей статьи — клинковое оружие Ренессанса!

Вместе с прогрессом в других областях жизни во второй половине 16-го века, естественно, произошли улучшения в сфере военных дел, в том числе— техники. Сражаться устаревшими мечами, пиками и луками против артиллерии (на раннем ее этапе) и осадного орудия было уже как-то не очень. Воины стали облачаться в более тяжелые и надежные доспехи, мечи тоже эволюционировали: теперь это не просто рубящий инструмент, возникает задача пронзать стальные латы. Появляются новые типы на любой вкус: от массивных двуручных мечей до компактных и легких фальшионов. Эти изменения отразились не только на тактике ведения боев, но и на самой структуре военных подразделений того времени.

Перед тем, как обсудим виды холодного оружия, хочу немного рассказать о том, где и кто производил большинство клинков для него. Интересно, кстати, что продавали отдельные клинки, эфесы стоило искать и заказывать в других местах. Итак, лучшие производители обитали в Толедо и Валенсии (Испания), Золингене и Пассау (Германия), Милане и Брешии (Италия). Иногда на стали можно было найти гравировку имени мастера, но часто их не бывало.

Известны следующие знаменитые кузнецы-оружейники: Антонио Пиччинино, Андреа Феррара, Вундес и Йоганесс. А вот их менее известные конкуренты лепили на свои подделки подписи именитых мастеров, чтобы сбагрить подороже! Впрочем, ничего не меняется, взгляните на количество липовых Spyderco на маркетплейсах.

Что ж, перейдем к видам оружия. Как я уже сказала раньше, задача мечей несколько усложнилась: надо протыкать более крутые доспехи. И в отличие от широких мечей средневековья с их крестовидными эфесами, появляется французский эсток, известный в Англии как тук. Он имеет негнущийся, колющий клинок с треугольным или ромбовидным сечением.

Эсток


Рукоять приспособлена для двух рук, чтобы увеличить силу проникающего удара, делая его еще более мощным против кольчуг и лат. Узкий клинок эстока лишён режущих кромок, однако острие было суперпрочным. Но неплохо было бы иметь какое-то дополнительное оружие для еще более ближнего боя, например, фальшион.

Фальшион


Фальшион — это вид меча, который приобрел популярность в средневековой Европе, особенно заметно он распространился в эпоху Возрождения, активно используясь в таких странах, как Италия, Франция и Германия. Уникальная особенность фальшиона заключалась в его клинке — коротком, прямом или немного изогнутом, что делало его похожим на саблю. Эффективность фальшиона в бою повышалась за счёт его широкой, тяжёлой клинковой части, что позволяло наносить сильные рубящие удары.

Очень забавно, кстати, что, когда ищешь «фальшион» на Youtube, попадается несколько роликов и сравнении данного меча с мачете. А на одном канале вообще взяли мачете и сделали из него фальшион… Реконструкторы, конечно, умеют развлекаться. А еще я хоть убей не могу понять, почему в CS:GO взяли прототип Эспады и назвали ее фальшионом, где тут вообще сходства? Кто знает, ответьте в комментариях, а мы возвращаемся в эпоху Возрождения.


Хотя строение этого меча могло быть относительно простым, часто с минимальной или отсутствующей крестовиной для защиты руки, фальшион активно использовался как вторичное оружие обычной пехоты. Он особенно подходил для плотных стычек, где требовалась большая маневренность и возможность близкого контакта. Фальшион также использовался для разрубания верёвок, прорезания ткани или кожи, что делало его универсальным инструментом в небоевых ситуациях. И поэтому в 16 веке его заприметили охотники и стали использовать в своих целях, а чтобы разделывать туши было удобнее, на его обухе сделали что-то вроде серрейтора.

Кабаний меч


А вот о кабаньем мече я раньше вообще никогда не слышала! У него был очень толстый клинок, в сечении треугольный, как у ранее упомянутого эстока. Посмотрите, как усилен к острию: Schweinschwerter реально использовали вместо копья!

Меч-бастард


А про меч-ублюдок слышали? Нет, это не я обзываюсь, потому что он плохо выглядит. Его действительно прозвали «бастардом» — из-за того, что он был полутораручным! Был популярен в Европе начиная с XV века. Этот меч сочетал в себе удлинённую рукоять, позволяющую крепко схватить его одной рукой, в то время как пальцы другой руки могли захватить часть клинка у эфеса, что придавало дополнительную силу и маневренность при ударах. Длина этих мечей обычно варьировалась от 115 до 145 см, обеспечивая идеальный баланс между управляемостью и мощностью, необходимыми для современного воина той эпохи. Эти мечи подчёркивали стремление воинов иметь разнообразный арсенал, что оставалось одним из ключевых факторов их боевого успеха.

Чинкуэда


Следующий меч — известный как «чинкуэда» или «чинкведеа». Еще его называли «пятипалым», но вовсе не из-за рукояти: его клинок был таким широким, что в основании умещались пять пальцев. Такой простор для творчества кузнецов! Некоторые использовали это место для интересных гравировок. Споры о том, меч это или все же кинжал, ведутся до сих пор, в среднем вся длина не превышала 50 сантиметров. Чинкуэду носили в гражданском образе, как правило, на поясе.

У нас в магазине, кстати, есть интересная альтернатива, если меч вам очень понравился, но каждый день с таким ходить кажется безумием. Бренд Daggerr в последнее время увлекся современными перевоплощениями традиционных клинков, и получается что-то такое.

Daggerr Cinquedea


Версия со сталью VG-10 и рукоятью из микарты. Открывается с помощью флиппера, фиксируется Liner-Lock-ом. Как вам такая чинкведеа? Делитесь своим мнением.

Цвайхендер


Наверное, самый устрашающий меч эпохи Возрождения— это огромный двуручный цвайхендер! Говорят, он стал невероятно популярным благодаря ландскнехтам, немецким наёмным пехотинцам. Меч достигал в длину до 1,8 метра и весил между 2 и 3,5 кг. Название этого меча происходит от немецких слов "zwei" (два) и "Händer" (руки), что отражает его основную особенность: меч требовал использования обеих рук. Здоровый эфес, мощная крестовина. А еще его можно было использовать как короткое копье, взявшись рукой за клинок до вот этих странных зубчиков. Они, кстати, предназначены для парирования ударов противника.

Катцбальгер (кошкодер)


Надо сказать, что у ландскнехтов был еще один любимец— кошкодер, он же Катцбальгер. Этот короткий меч имел длину от 75 до 85 см и отличался прочным, широким клинком и уникальной крестовиной в форме "восьмёрки". Его доставали тогда, когда махать длинным мечом было неудобно и не вовремя— на более коротких дистанциях. Но все-таки, при чем тут несчастные котишки, почему же его назвали кошкодер? В одной книге я прочитала, что, мол, название происходит от немецких слов "Katz" (кошка) и "balgen" (сражаться), что отсылает к использованию меча в критических ситуациях ближнего боя, когда воин, словно загнанная в угол кошка, вынужден был защищать свою жизнь в условиях ограниченного пространства. Но что-то мне подсказывает: кто-то натянул кота на глобус. Я нашла более вероятную версию: название меча происходит от старинного выражения, обозначавшего потасовку (wie-die-Katzen-balgen («драться, как кошки»). По этой же причине «кацбальгер» называют не только «кошкодером», но и «потасовщиком». Если вдруг у вас есть собственная версия, буду рада прочесть ее в комментариях!

Ну что, с тактиками для военных разобрались, а что по поводу EDC?

Рапира


Конечно же, сейчас расскажу про рапиру! Немного этимологии: В конце 1410-х годов Испании появляется espada ropera, что переводится как «меч для ношения с одеждой»— то есть, без доспехов, обычные граждане радостно гоняли с «прарапирами». Позже это явление распространилось на другие страны Европы. И к 16 веку перепробовали уже кучу новшеств: невероятные гарды разных форм, кольца и петли для пальцев, даже к узкому клинку пришли не сразу, изначально они были шире. Пожалуй, одной из основных черт можно назвать замысловатый эфес, который нужен для защиты кисти. Понятно, что рапира— не для рубки, это, в первую очередь, пронзающее оружие. И его использовали скорее для случайных дуэлей и самозащиты мирных, если их можно так назвать, граждан, точно не для битв и вооружения армии.

Но, естественно, не только кровожадные дуэлянты носили рапиры в качестве оружия. Это также было очень пафосным аксессуаром и статусным предметом, который можно так или иначе кастомизировать, украсить какими-нибудь драгоценными камнями, гравировкой или позолотить рукоять. Ну и, наверное, можно сказать, что популярность рапир как излюбленного оружия дворянство усилила интерес к искусству владения холодным оружием у масс, по сей день рапира является важной дисциплиной спортивного фехтования.
Ну и страшилку напоследок. Слышали ли вы когда-нибудь о мечах правосудия?

Мечи правосудия


В эпоху Средневековья и Ренессанса огромные мечи не только символизировали судебную власть, но и активно использовались для её исполнения. Судебные органы часто украшали свои залы заседаний массивными церемониальными или палаческими мечами. И порой эти мечи были не просто украшением: они применялись для казни, для обезглавливания осуждённых.
Особенно популярными мечи правосудия были в Германии начиная с XV века, в то время как в Англии предпочтение отдавалось топору. Эфесы этих мечей часто имели традиционную крестовидную форму с массивным навершием. Клинки были широкие и линзообразные, с затупленными концами, так как эти мечи предназначались для нанесения рубящих, а не колющих ударов.


Многие из этих мечей украшались сложной гравировкой, включая молитвы за души осуждённых, предостережения против преступлений и детализированные изображения экзекуций. На одном из таких мечей, хранящемся в Британском музее, выгравированы слова на латыни: «Когда я поднимаю этот меч, я желаю грешнику войти в жизнь вечную. Государи наказывают преступления: я исполняю их приговоры». На другом мече— «Я должен карать преступления по судьи и закона веленью». Это подчеркивает двойственную роль палача — исполнителя воли закона и проводника осуждённого к возможному искуплению.

Эти мечи не только являлись карательным инструментом, но и напоминали о важности правосудия и весомости приговора, исполненного в буквальном смысле руками палача.

Для того, чтобы оставить комментарий, или