В последнее время сильно вырос спрос на так называемые стилеты или стилетто - классические кнопочные ножи с узким и длинным клинком, блестящей крестовиной и деревянной рукояткой. Возможно, это связано с участившимся появлением этих ножей в кино и сериалах, а может быть и в компьютерных играх. Так или иначе, ножи интересные, так что давайте о них поговорим.
Но, для начала, разберемся в определениях. Ведь словом стилет обозначают две разные вещи: маленький складной автоматический нож на кнопке и средневековый трехгранный кинжал гораздо больших размеров.
Общее у них одно: узкий и длинный клинок, а так же крестообразная гарда. На сегодняшний день, большинство современных производителей ножей имеют в своем ассортименте пару-тройку вариаций стилета, причем, каждый видит этот нож по-своему.
Итак, начнем, пожалуй, с истории.
В средние века стилет был скорее необходимостью, а не прихотью. Его носили как в паре с мечом, для второй руки, чтобы парировать выпады противника в бою, так и отдельно, как самостоятельное оружие. И именно оружие, а не инструмент, ведь стилет это кинжал, и служил он исключительно для проникающего удара или укола. Режущей кромки он, как правило, не имел, и, чаще всего, именно классический стилет был трехгранным в сечении, хотя и существовали варианты с овальным, круглым и даже четырехгранным клинком - такой стилет назывался “квадрелло”.
Предком этого кинжала служил так называемый кинжал милосердия, или мизерикордия. Он использовался для нанесения последнего удара умирающему на поле боя рыцарю. В основном, чтобы человек не мучился - в этом и заключалось само милосердие. И клинок делался такой формы, чтобы проходить между пластинами доспехов и нанести колющий удар в сердце бронированному рыцарю.
А когда тяжелые доспехи сменились на легкие, мизерикорд сменился на более компактный стилет. Это был отличный “EDC-девайс” для средних веков. Компактный кинжал можно было незаметно носить в рукаве, или маскировать под другие предметы, например, веер. Его носили девушки для самообороны от средневековых бандитов; стилетом пользовались бандиты, чтобы грабить средневековых девушек. Киллеры намазывали клинок ядом, чтобы уж наверняка. Именно так поступил Жак Клеман, который в 16 веке проткнул французского короля Генриха третьего. Ведь король был в окружении стражи и был всего один шанс нанести точный удар. А на случай промаха мимо жизненно-важных органов, Клеман смазал клинок мышьяком.
Короче говоря, популярный был кинжал, а главное, простой и доступный. По сути, чтобы сделать себе стилет, достаточно было найти сломанную шпагу и переточить.
Спустя несколько веков, стилету нашли применение артиллеристы. Итальянский артиллерийский стилет назывался “фузетто”, и, зачастую, имел нанесенную на клинок линейку, для измерения количества пороха. Когда речь шла о пушках, это был незаменимый инструмент. С его помощью, можно было почистить от нагара затравочное отверстие пушки или проткнуть картуз с порохом через это самое отверстие.
Плюс, это достаточное минимальное оружие ближнего боя. А на случай, если пушки рискуют быть захвачены врагом, стилет вставляли в затравочное отверстие и обламывали, выводя таким образом пушку из строя. Специально для этих целей, у артиллерийского стилета был “пропил” у основания клинка.
Родиной стилета принято считать именно Италию, хотя аналогичное оружие имелось и в других частях света, включая Азию. Но точно можно сказать, что Италия - родина складных стилетов. Но вот что интересно: наибольшую известность складные стилеты приобрели как атрибут представителей итальянской мафии именно в США. Итальянские переселенцы в Америке, особенно представители криминальных структур, таких как “Cosa Nostra”, носили с собой такое “пыряло” итальянского производства, в то время как в США были жесткие ограничения по части холодного оружия, потому и был удобен именно складной автомат, который можно было легко спрятать в кармане и, в то же время, мгновенно привести в готовность. Конечно же, эту ассоциацию активно стали прокручивать в кинематографе, и нож обрел огромную популярность как у разнообразных представителей криминального мира, так и у обычной шпаны.
Огромное количество кнопочных автоматических стилетов оказалось на руках американцев в послевоенные годы, когда американские солдаты, возвращаясь, привозили их в качестве сувениров из Европы. Как это часто бывает, ножи, ассоциированные с криминальным миром, попадают под запрет, и в 1958 году в США взяли да запретили к ввозу автоматические ножи.
Американский рынок сбыта автоматических стилетов упал, и в Италии закрылось или сменило профиль много ножевых производств, но на пепле возродился феникс, и небольшое семейное предприятие Белтрам из города ножеделов Маньяго, решили, наоборот, начать их делать, чтобы занять освободившуюся нишу. Компания несколько раз закрывалась и банкротилась, вновь открываясь уже новыми поколениями семьи Белтрам, и несколько раз сменив название.
И всё-таки, самым известным производителем стилетов на сегодняшний день остается Френк Белтрам. Сейчас это семейное предприятие во главе с Френком, где также работают и его дети. Это стилеты эталонного качества, которые, при этом, собираются вручную. Известно также, что Армандо Белтрам - брат Френка, тоже делает стилеты в Маньяго. У него собственный бренд, но братья часто работают вместе. Более того, это две разные фирмы с разными клеймами, но находятся под одной крышей.
Начиная с 80-х годов, когда по всему миру стало известно о крутых и качественных итальянских стилетах Белтрама, многие китайские и тайваньские компании начали делать копии, в таком количестве, что Белтраму пришлось очень постараться, чтобы выдержать конкуренцию против копий собственных же ножей. Благо, он брал качеством, и люди быстро поняли разницу. При этом, на российским рынке сейчас можно встретить некоторое количество стилетов китайского производства, сделанных по мотивам белтрамовских прототипов. Ярким примером будет нож “корсиканец” от бренда Витязь. Об итальянском качестве речи не идет, нож скорее сувенирный. Впрочем, если хочется пополнить свою коллекцию стилетом для души, то почему бы и нет? Выглядит вполне аутентично.
В то же время, если Вы хотите заиметь себе итальянский оригинал, то имейте в виду, ножи там делаются вручную, и повторяемость у итальянских стилетов будет невысокая. Можно увидеть как отсутствие симметрии в конструкции, так и небольшую кривизну заклепок. Кроме того, не ждите что там будет м390 или другая крутая современная сталь, так как речь идет о традиционных ножах, и упор делается на аутентичность.
Кстати, именно на традиционных итальянцах можно встретить механизмы оригинальной конструкции, ведь если мы привыкли закрывать автоматы, нажатием на кнопку, то наиболее распространенным вариантом на стилетах будет закрытие с помощью поворота притинов, которые приподнимают фиксатор и освобождают клинок. Называется Pick-Lock
Есть еще один тип стилетов, где гарда является подвижным элементом и складывается вместе с клинком, смещаясь вбок. Это интересно выглядит и это, однозначно, очень крутое технологическое решение, которому уже больше века. Такой тип стилетов называется “swingguard”.
Ну и конечно же Леверетто. Система с рычагом, когда для открытия ножа нужно перевернуть флажок запорного механизма и нажать на рычаг. Вот это всё - традиционные для итальянских стилетов замки.
Эти крайне интересные ножи всегда предназначались для укола, и, как правило, для ношения на каждый день они не очень полезны. Впрочем, именно стилетной формы чаще всего выпускаются офисные ножи для вскрытия конвертов или для колки льда. Ну или, как говорят владельцы ти-лайтов, - “ножом можно разрезать тортик”.
Переходя к современности, хочется сказать, что современные высокотехнологичные стилеты существуют, и представлены они, в основном, американскими гигантами ножевой промышленности.
Но, для начала, давайте разберемся с геометрией клинка. Спуски ведь бывают разные. Наиболее традиционная форма это, конечно же, байонет.
То есть, имеется спуск к обуху от острия примерно на треть или на половину клинка.
Второй популярный вариант - кинжальное лезвие, то есть спуски идут симметрично на обе стороны. Есть и нестандартный вариант кинжального лезвия: клинок формы крис. При чем, часто встречается на традиционном итальянском производстве компании Latama.
Бывают также и с прямыми спусками, как здесь, например. Это попытка компании Boker magnum сделать бюджетную версию.
Так что, в принципе, следующие ножи мы можем легко отнести к стилетам:
Лаунч 8 от кершоу. Тут есть всё: и форма клинка и крестовина, и симметрия, и самое главное: кнопка с жесткой пружиной. Внутри механизм, конечно, сильно отличается от традиционных итальянских. Но это как раз тот случай, когда мы имеем хороший надежный и современный нож из отличных современных материалов. В частности, на клинке CPM-154, крутейший американский порошок. Клинок типа байонет со спуском на обух на ⅔. На рукояти авиационный алюминий и вставка из карбона. Пружина такая жесткая, что многие владельцы этого ножа не понаслышке знают, как по-началу, с непривычки, бывает сложно его удержать при открытии.
Но самый известный нео-стилет нашего времени, это, без сомнения, Cold Steel Ti-Lite
Этот нож является визитной карточкой компании Cold Steel, при этом, дизайн сделан по мотивам стилета. В данном случае, конечно же, он не на кнопке, и вообще не автоматический, что в рамках данной статьи, конечно, не канон. Однако, с другой стороны, колды позволили нам прикоснуться к прекрасному даже в тех странах, где законодательство не очень толерантно к ножам. Во всяком случае, в России закон разрешает оборот автоматических ножей только с длиной клинка до 90 мм. А складных - все 150, потому и выходит, что “белтрамов” не найти, а 6-ти дюймовый тилайт - пожалуйста: проходим по ссылке и преспокойно заказываем совершенно легально.
И кстати, он есть как в дорогом исполнении с алюминиевой рукоятью и порошковым клинком, так и в более приземленной версии из японской нержавейки с полимерной рукоятью.
А среди фиксированных ножей хочется выделить итальянский же Экстрема рацио реквием. Если бы вместо односторонней гарды было очевидное перекрестие, то было бы совсем канонично. Зато, опять же, в таком виде он свободно продается в России, и если кто пропустил новость, то после долгого отсутствия на российском рынке, реквиемы снова в продаже, да еще и по очень сладкой цене.
В премиум сегменте есть Hornet - он же шершень - от компании Artisan Cutlery. В его дизайне классический стилет приобрел такую симметрию, что стал напоминать какой-то римский меч. Однако, надо отдать им должное, получилось очень красиво. прямые линии, прямо как на каком-то обелиске и отличная подгонка деталей, в сочетании с материалами - S35VN на клинке и титаном на рукояти, делают этот нож максимально крутым.
Бренду МКМ из Маньяго удалось сделать маленький но очень симпатичный джентльменский стилетик под названием Flame Dagger. Не смотря на громкое название, означающее в переводе пламенеющий кинжал, нож выглядит очень мило и скромно, особенно в черном титане. Хотя это всё еще премиум сегмент и на клинке здесь М390.
У Kershaw, помимо американского лаунча, есть в бюджетной серии флипер “децимус”, дизайнером которого выступил Рик Хиндерер. Его уму уже принадлежит более дорогая кастомная версия этого ножа - Максимус, выпущенная в стали 20CV, а децимус пониже рангом, на 8Cr13MoV, но от того не менее харизматичный.
Как видите, форма очень старая, а ножи вполне современные. Не смотря на то, что стилеты появились в средневековье, и в плане “резучести” они уступают многим другим ножам, тем не менее, это настолько харизматичные ножи, что в каждой ценовой категории у многих брендов представлено по нескольку моделей. Чего уж тут говорить, ножи-то красивые. Так что, если хочется прикоснуться к прекрасному, или вы внезапно обнаружили, что в Вашей коллекции давно не появлялось новых стилетов, смело проходите по ссылкам!
0 комментариев